Бетонные горы в каменных джунглях: что такое брутализм и как выглядят здания, построенные в этом стиле

В декабре 2020 года на сайте американского Белого дома был опубликован указ президента США, согласно которому федеральные административные здания в стране отныне должны быть «прекрасными» (beautiful) и строиться в «классическом стиле» — в таком же, в каком решены Капитолий, Белый дом, здание Верховного суда США. Помимо прочего, указ прямо направлен против административных зданий в стиле брутализм, которые во множестве возводились в США и по всему миру во второй половине прошлого века. Что же это за стиль такой, чем он не понравился 45-му президенту США Дональду Трампу и как выглядят бруталистские здания по всему миру?

Брутализм — вероятно, самый противоречивый архитектурный стиль последних 100 лет. С огромными сооружениями из будто бы необработанного бетона, возникшими лет сорок-пятьдесят в городах всего мира, смириться нелегко: они взламывают пространство вокруг себя, подавляют зрителя и к тому же с течением лет начинают выглядеть непрезентабельно. К гладким поверхностям, стеклу, металлу, простым формам и нарочитому отсутствию декора, характерным для интернационального стиля (см., например, здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке), мы привыкли — они нашли свое место в городах по всему миру (в полном соответствии с названием стиля), и даже построенные полвека назад такие здания и сегодня выглядят современно, а при должном уходе внешне практически не стареют.

Вывернутые каркасами и коммуникациями наружу сооружения в стиле хай-тек — как, скажем, Центр Помпиду в Париже или Ллойд-билдинг в Лондоне, — редки и стали своего рода городским аттракционом и уже в силу двух этих факторов воспринимаются с пониманием.

Суровые же бетонные бруталистские громады полувековой давности понять и простить гораздо труднее, ибо их вокруг гораздо больше и они, утеряв эффектность новизны и постарев, становятся объектом нелюбви большого числа людей.

Стиль зародился в 1950-е в Великобритании, но его основоположником чаще всего называют Ле Корбюзье (не построившего в Британии ни одного здания). Даже название стиля происходит от французского словосочетания béton brut, то есть «необработанный бетон», которым Ле Корбюзье называл технику обработки внешних поверхностей своих построек.

1440px-Unite_dhabitation_Marseille_France.jpg
Одним из прообразов брутализма как направления считают это здание Ле Корбюзье — Жилую единицу (Unité d’habitation) в Марселе, построенную в 1949–1951 гг. и позже повторенную в Берлине и других городах Европы. Оно, в свою очередь, явно родственно постройкам советских конструктивистов, например московскому Дому Наркомфина (Новинский бульвар, 25, корп. 1) Моисея Гинзбурга. Источник: Iantomferry / Wikimedia Commons

Именно в Англии в 1953 году была опубликована статья, в которой зарождавшееся направление было названо брутализмом и в которой были сформулированы некоторые из основных принципов стиля: функциональность, простота, честность, заключающаяся в отражении снаружи внутреннего содержания зданий и отказе от обработки материалов, комплексный подход к проектированию сооружения и пространства вокруг него. Еще бруталистское здание не пытается спрятаться в городской среде или ландшафте — оно стоит весомо, грубо и зримо, будучи больше, массивнее и тяжелее всего окружающего. Причем, учитывая, что философия стиля предполагала демонстрацию «дерева в его древесности и песка в его песчаности», а самым дешевым, доступным и пластичным (в смысле возможности воплотить с его помощью идеи архитекторов) строительным материалом в середине XX века был бетон (впрочем, и теперь тоже), то, конечно, никак нельзя было избежать большого количество бетона. Во всей его «бетонности».

Opera_and_Ballet_Theatre_Cheboksary.jpg
Что это высится на холме? Элеватор? Крепость инопланетных оккупантов? Тюрьма? Нет, это Чувашский театр оперы и балета, построенный в 1985 году по проекту Р. Бегунца и В. Тенеты. Источник: (WT-ru) Civil / WikimediaCommons

С середины 1950-х и до начала 1980-х в этом стиле строились самые разные здания по всему миру, включая соцлагерь (где идеи функциональности, внешней простоты и тотальности отлично сочетались с социалистической идеологией). Затем направление уступило первенство структурализму и деконструктивизму, а спустя еще пару десятков лет вышедшие из моды и пришедшие в негодность бруталистские здания стали сносить. И хотя сегодня у брутализма немало почитателей, призывающих сохранять и поддерживать в хорошей форме эти постройки, идею преображать пространство с помощью béton brut сегодня в основном можно признать неудачной. Однако посмотреть, какой бывает брутализм, все же стоит. Покажем же нескольких ярких зданий разного назначения в этом стиле по всему миру.

Учреждения культуры: Королевский национальный театр в Лондоне

Если уж описываемое нами направление получило на раннем этапе наибольшее развитие в Великобритании, а объекты культуры наряду с административными зданиями строили в стиле брутализм чаще, чем какие-либо иные типы построек, то начнем как раз со здания культурного назначения. Речь о Королевском национальном театре в Лондоне, построенном в 1976-м на берегу Темзы рядом с мостом Ватерлоо по проекту видного британского архитектора Дениса Лэсдана. Тут все по канону: комплексный подход к преобразованию пространства, массивные бескомпромиссные формы, трогательное внимание к сохранению грубого рельефа поверхностей и много, очень много бетона. Архитектурные критики положительно отмечали «эстетику сломанных форм» и назвали здание «неизбежным и законченным», но противников было больше. В их числе, к примеру, наследник британского престола принц Чарльз, ядовито высказавшийся в том духе, что это здание — «отличный способ построить атомную станцию посреди Лондона так, чтобы никто не возражал».

Королевский национальный театр в Лондоне


Внутри мрачноватого бетонного здания целых три замечательно оснащенных и предоставляющих большие возможности для постановок сцены (обозначаемые как три отдельных театра), репетиционные и кинозалы, холлы и открытые площадки…


…а ночью плоские глухие стены театра в последние годы освещаются и служат проекционной поверхностью, что способствует им много к украшенью; 1 – Aurelien Guichard / Flickr; 2 – Wikimedia Commons


Несмотря на противоречивый дизайн и неприязнь большого числа людей, здание театра было внесено в список охраняемых объектов культуры; Oast House Archive (cc-by-sa/2.0) / Geograph.co.uk

Административное здание: Национальная ассамблея Бангладеш в Дакке

Другим популярным способом заявить о себе для архитекторов, работавших в стиле брутализм, было строительство большого комплекса административных зданий: мэрии (как в Бостоне, шт. Массачусетс), суда (как в Баффало, шт. Нью-Йорк) или даже целого правительственного органа (как штаб-квартира Министерства здравоохранения и социальных служб США в Вашингтоне, округ Колумбия, упоминаемая в указе Дональда Трампа в качестве примера того, как строить, по его мнению, не нужно). Такое сооружение, конечно, должно стоять в центре города и организовывать вокруг себя пространство, быть большим, всеобъемлющим и бескомпромиссно мощным.

Чуть ли не лучше всего это получилось у комплекса Национальной ассамблеи Бангладеш (Джатио Шонгшод) в столице страны Дакке — площадь одного из крупнейших в мире зданий, построенных для законодательного органа, составляет более 800 тыс. кв. м. Комплекс строили примерно два десятка лет и завершили к 1982 году (так долго получилось из-за гражданской войны), так что архитектор Луис Кан успел умереть в почтенном возрасте 73 лет, а страна — пережить несколько смен политического режима и военную диктатуру. Строения расположены на острове в центре искусственного озера и по его берегам, получилось поистине монументальное сооружение. В центре, как раз на острове посреди искусственного озера, окруженного плоскими пустыми лужайками, стоит собственно здание парламента. В его центре, в свою очередь, расположен накрытый куполом круглый зал пленарных заседаний (этот блок имеет максимальную высоту порядка 50 метров), вокруг которого построены все остальные помещения (меньшей высоты), включая мечеть, а справа и слева расходятся вспомогательные постройки. И все это в простых кубических и цилиндрических объемах в основном из крупных бетонных блоков, изредка прерывающихся круглыми, полукруглыми, треугольными прорезями.

National_Assembly_of_Bangladesh_(12).jpg
Nahid Sultan & Saiful Aopu CC BY-SA 3.0 / Wikimedia Commons

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Туристические новости
Добавить комментарий

тринадцать + 19 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.